2005.04.01. газета «Саратов-СП» №66 (1289) Алексей ЗЫКОВ ХОРЕОГРАФ – ЭТО «ПИСАТЕЛЬ ТАНЦЕМ» По счастью, мне не встречались люди, научившиеся писать, обладающие большим словарным запасом, сочинившие при этом на досуге какое-то количество стихов или рассказов и потому называющие себя писателями или поэтами. Зато в большом количестве встречаются люди, называющие себя хореографами или балетмейстерами. Заплатив за мастер-классы, содрав все возможное с видиков, они ваяют свои опусы, не понимая, что дистанция, отделяющая каменотеса от скульптора, огромна. Слова еще не литература. Движения еще не хореография. Какое точное греческое слово, буквально означающее «писать танцем»! Особое видение человеком мира, личностное восприятие этого мира, переданное через пластику, танец, отличают хореографа от «каменщика движений». Проще, талант. «Бог поцеловал», — говорит Маргарита Владимировна ЛИКОМИДОВА, и это в ее устах высшая похвала. Литература и хореография тесно переплелись в ее жизни. Танцевала с детства (смотрю на нее, и кажется, представляю девчонкой: озорная, увлеченная, с лукавой женственностью в глазах). Училась на филологическом в университете. Завороженная любовью Ивана Тургенева к Полине Виардо, вновь и вновь перечитывала романы, письма, сравнивала, сопереживала. Курсовая работа, написанная ею, давала шанс. Но она так любила движения. Движения, сливающиеся в танец. Обучение в университете стало заочным: Маргарита Ликомидова выбрала другой шанс и стала артисткой знаменитого Красноярского государственного ансамбля танца Сибири. Счастью не было предела! Мечты о сцене, репетициях, гастролях неожиданно сбылись. И это было сказкой, тем более что балетмейстером и художественным руководителем ансамбля был сам Михаил Семенович Годенко, позднее ставший народным артистом СССР, Героем Социалистического Труда. Легко не было, но было потрясающе интересно! О железной дисциплине и атмосфере творчества Маргарита Владимировна вспоминает с благодарностью и любовью: «И ведь это Годенко заметил во мне способности хореографа, настоял на том, чтобы отправить меня на курсы балетмейстеров в ГИТИС». С его легкой руки появился писатель, пишущий танцем, — молодой хореограф Ликомидова, в творческом багаже которой были классический и народный танцы. Начинались семидесятые. Хореографическое искусство требовалось «освежить» новыми, более современными танцами. На Западе особой популярностью пользовались бальные танцы, причем не только у молодежи, но и у людей более старшего поколений. Вот эти-то танцы и решено было позаимствовать. Не могло быть, конечно, и речи о латиноамериканских бальных танцах (подчеркнутые бедра, тесные объятия — это чересчур!), но европейские — медленный вальс, фокстрот, квикстеп, танго (с ним следовало обращаться очень аккуратно) — получили визу в СССР. И вновь Ликомидова отправляется на курсы. Так, в 1971 году в Саратове при Доме народного творчества возник первый ансамбль бального танца «Дружба». Маргарита Владимировна работала легко и увлеченно. Первые победы на первых конкурсах бальных танцев. Первые ученики, отделяющиеся и создающие свои коллективы. Она — хореограф, человек, в природе которого заложены желание и способности не просто воссоздавать танцевальные схемы, но фантазировать, сочинять новые, а главное — передавать через движения взаимоотношения людей. Из бального «Дружба» перерастает в ансамбль эстрадного танца, расширив диапазон творческих работ. А где-то в глубине души остается потрясшая история любви Тургенева и Виардо. С 1976 года коллектив продолжил работу под крылом Саратовского государственного университета. Номер за номером создаются концерты. Ежегодные аншлаги в цирке. «Дружбу» знают. «Дружбу» любят. Попасть в коллектив непросто: Маргарита Владимировна отбирает претендентов тщательно и скрупулезно. Художники из Саратова и Москвы разрабатывают костюмы для «Дружбы», шили которые в лучших ателье. Некоторые из них, чудом сохранившиеся в неприспособленных закутках заброшенных костюмерных, и сейчас производят сильное впечатление. Маргарита Владимировна показывает старые фотографии: «Это мы в Польше, это... а, это Болгария, вот Чехословакия, ГДР». «Ансамбль выезжал за границу?», — спрашиваю с удивлением. «Ездили очень много. И не только за границу, почти во все республики бывшего Союза, бесчисленные поездки по России, концерты на БАМе, кораблях Северного флота — всего и не упомнишь теперь!». Зато и спрашивалось с хореографов строго: специалисты, мэтры танца жестко критиковали за малейшие просчеты, учили требовательному отношению к своей профессии. Это сейчас несчетное количество лауреатов, дипломантов всероссийских и даже международных конкурсов (из казахстанской деревеньки, видимо, три девочки приехали!). Это сейчас получают звания по логике «слава Богу, выползли на сцену» или «надо же как-то поддержать». В то время государство в лице идеологических работников тоже спуску не давало. «А что это у вас за поддержка в «Калинке»? — «Обычная: партнерша обвивает ногами партнера». — «А на какой текст?» — «Полюби же ты меня!» — «И что вы хотели этим сказать?» По счастливой случайности, мне, тогда еще пятигорскому школьнику, удалось увидеть один из номеров «Дружбы» в очень популярной программе центрального телевидения «Шире круг», куда коллектив, возглавляемый Маргаритой Ликомидовой, приглашался неоднократно. Поразили масштаб, цельность номера, завораживающая точность и лаконичность. Это впечатление сохранилось в моей памяти до сих пор. Конечно, я не мог представить, что пройдет время, я окажусь в Саратове, и на мою долю выпадет возможность станцевать в этом коллективе. Не только любовь подвигает на творчество Маргариту Ликомидову. Ее сердце откликается на боль и страдания людей, переживших или переживающих войну. Однажды статья в газете «Каким ключом открыть твое сердце?» произвела на нее очень сильное впечатление. Статью обсуждали в «Дружбе», и вскоре родился танец с аналогичным названием. Мне довелось станцевать в номере «Бродяга», рассказавшем о судьбе молодого человека, вернувшегося с афганской войны. Я учился на театральном факультете консерватории, где Маргарита Владимировна преподавала современный танец, и знал, что до меня в «Дружбе» уже танцевали студенты других курсов: Володя Игнатюк — сейчас он хореограф в театре на Таганке, Антон Кузнецов — нынешний главный режиссер театра им. И.А. Слонова. Маргарита Владимировна обучает будущих актеров с 1984 года. Помню, как мы всегда ждали ее занятий. Она снова была первой, привезя в Саратов основы джаз-модерн танца. В небольшой аудитории сочинялись целые пластические спектакли-концерты, студенты других курсов прибегали смотреть ее экзамены. Она не просто учила танцу. Она сочиняла, творила. И учила творить нас. Редкие дипломные спектакли обходились без ее участия. Работы, большие и малые, она выполняла азартно, не думая о затраченном времени, о званиях и регалиях, но только недавно Ликомидова стала доцентом. Грустный парадокс! О том, как непросто быть хореографом в драматическом театре, я знаю не понаслышке. Маргарита Владимировна сотрудничала с театрами еще с семидесятых. Сначала ТЮЗ. Он был ее вторым домом. Маленькая дочь Катя видела, как рождается спектакль, — она всегда была рядом с мамой. Было по-настоящему интересно! Позже филармония, драма, театр кукол, оперетта... Всего и не упомнишь теперь! Режиссеры Ю. Киселев, В. Федосеев, Л. Эйдлин, К. Дубинин, А. Дзекун и другие. Вот лишь некоторые из спектаклей: «Приключения Незнайки», «Пеппи Длинныйчулок», «Доктор Айболит», «Колбаска, Боцман и другие», «Маленькая Баба Яга», «Король Лир», «Родственники», «Молодость Людовика XIV», «Путешествие дилетантов» и многие другие. Сколько времени, сил и таланта было отдано ею саратовским театрам! Смотрю программки и удивляюсь: как она все успевала и как же любила свою работу! Она не стала даже заслуженным работником культуры. Ее звали, когда нужен был хореограф, но всегда забывали после премьерных аплодисментов... Еще один грустный парадокс! Зато на улице снова весна. Есть какой-то неуловимый шарм в девочках, рожденных именно весной, словно цветы. Маргарита! Сколько жизней этот цветок дал другим! Кто-то уже больше никогда не расставался с танцем, кто-то лишь сохранил о нем добрую память. Но всем нам она подарила нечто более важное: умение любить дело, которому служишь, умение оставаться человеком. Мальчики и девочки ее «Дружбы», ставшие давно мамами и папами, бабушками и дедушками, по-прежнему собираются вместе, танцуют, помогают друг другу в жизни. В разных уголках России в театрах работают актеры, обучавшиеся у Ликомидовой пластике и танцу. Готовятся к занятиям нынешние студенты — «племя молодое, незнакомое». Некоторые из спектаклей, где выступала она хореографом, по-прежнему идут на саратовской сцене. ...Увлеченная, с лукавой женственностью в глазах, она садится в троллейбус и едет на работу. Я знаю, Бог поцеловал ее. Пусть иные «каменщики движений» будут лауреатами, дипломантами, заслуженными и прочее. Ей достаточно своего имени: Маргарита Владимировна Ликомидова. Писатель танцем. Хореограф.